Собственный автопарк: выгодно или нет?

Автосервис

Собственный автопарк: выгодно или нет?

Собственный автопарк: выгодно или нет?


Автосервис

Первый и вполне естественный вопрос, который возникает вместе с проблемой выбора между собственным и сторонним транспортом, — а как дешевле? Использование собственного автопарка — традиционно более дорогостоящий метод организации транспортировки, чем привлечение стороннего перевозчика. Это обусловлено капиталовложениями в создание и постоянными затратами на содержание парка, которые несет компания. В то же время, имея собственные автомобили, можно оптимизировать текущие затраты, таким образом, что себестоимость километра пробега будет меньше, чем стоимость километра у транспортных фирм. И тогда собственный автопарк может стать более выгодным, чем услуги перевозчика- при условии, что объем перевозок и, соответственно, пробег автомобилей будет достаточно велик.

Начать надо с того, что определиться, чего вы хотите, то есть что для Вашего бизнеса важнее- экономия или надежность. Наемный транспорт дешевле. Собственный- почти всегда дороже. Если у фирмы во главе угла стоит экономия, то заводить собственный автопарк имеет смысл только начиная с какого- то порога, который рассчитывается по специальным формулам.

Если стоимость перевозки привлеченным автотранспортом прямо пропорциональна километражу, и для определения среднемесячных транспортных затрат достаточно знать среднемесячный пробег транспорта, то посчитать, сколько стоят услуги своих автомобилей, несколько сложнее. Для этого сперва придется проанализировать структуру затрат, определив, какие из них будут постоянными, а какие — переменными, и потом уже отнести постоянные затраты к среднемесячным, а переменные — к километражу.

Зная постоянные среднемесячные затраты (Зпост.) и переменные затраты на транспортировку (З перем, грн/км), можно определить себестоимость километра пробега и составить уравнение, позволяющее сопоставить собственные затраты со стоимостью услуг авто предприятия (Т- стоимость километра пробега привлеченного транспорта). Искомой величиной здесь будет так называемая точка безразличия, т.е. расстояние (месячный пробег) L, при котором затраты на перевозку своим и привлеченным транспортом сравняются.

T´L=( Зпост.+ З перем )´L

T ´ L- З перем´ L = Зпост

(T- Зперем) ´

L= Зпост L= Зпост/( T- З перем).

К примеру, если Т= 6 грн/км, З перем = 4,15, а Зпост = 3500 грн, то искомая точка безразличия соответствует месячному пробегу 1891 км. До этой точки предприятию выгоднее покупать услуги, при большем пробеге- иметь свои машины.

Структура постоянных и переменных затрат может быть различной в зависимости от специфики и условий работы компании. В число постоянных могут быть включены амортизация транспортных средств и станции техобслуживания, содержание резерва запасных частей, выплаты по кредитам, налоги и страхование, заработная плата руководящего звена транспортного подразделения и обслуживающего персонала (механиков). Зарплату водителей можно относить как к постоянным (если это ставка), так и к переменным затратам- если поставить ее в зависимость от реально выполненной работы. Аналогично можно поступить и со стоимостью техобслуживания и ремонта автомобилей, и с некоторыми другими видами затрат. Здесь не вызывает вопросов, пожалуй, только отнесение к переменным затратам стоимости ГСМ и форс-мажоров.

«Дистрибуция и логистика» №3,2006г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *