Тендер на перевозки

Тендер на перевозки

Тендер на перевозки

Тендер как инструмент выбора поставщика транспортных услуг может взять на вооружение только тот, кто уже решил, что сам экс­педированием не занимается. Многие украинские предприятия слишком концентрируются на конкретных, сиюминутных задачах, поэтому для них все «крутится» вокруг цены за километр — лучшей на сегодняшний день. Соответ­ственно, все проблемы решаются в ежедневном режиме.

Если же ком­пания проповедует долгосрочный и партнерский подход во взаимоот­ношениях с поставщиками, то, по большому счету, альтернативы проведению тендера просто нет — главное, делать это правильно. На первом этапе нужно определить круг потенциальных участников конкурса, т.е. ре­шить, кто может удовлетворить существующие запросы. Например, нашу фирму интересу­ют крупнейшие международные экспедиторские компании, которые в состоянии, во-пер- вых, покрывать обширную географию, во-вторых, обеспечить достаточно большие объе­мы перевозок.

Для кого-то, возможно, будет иметь значение характер грузов, поскольку не все транспортники работают с опасными, негабаритными, насыпными, наливными и прочими специфическими категориями.

Если планируется пригласить иностранную ком­панию, то она должна иметь поблизости представительство, иначе работать будет слож­но. Кроме того, желательно, чтобы это представительство существовало довольно долго, если у компании нет желания стать «подопытным кроликом». И, конечно, большое значе­ние имеет деловая репутация.

Поэтому еще на этапе отбора надо поинтересоваться, с кем фирма уже работает и какие заслужила отзывы. Предварительно отобранным компаниям рассылаются официальные приглашения с уведомлением о сроках и условиях проведения тендера. После того, как экспедитор при­нял приглашение и подтвердил свое участие, принципиально важно заключить догово­ренность о том, что вся информация, которая будет распространяться в процессе тенде­ра, носит конфиденциальный характер. Затем, после обмена формальной документацией, получаем от претендентов их пред­ложения, и начинаются встречи, в ходе которых выясняются все специфические моменты будущего сотрудничества.

Например, помимо направлений и объемов, важную роль могут играть фактор сезонности и режим работы склада: если нужно, чтобы машины грузились ночью, это может быть существенно. Время загрузки машин, таможенного оформления и т.п. — каждая компания знает сама, что именно нужно не забыть обсудить. Здесь важно не только предупредить о нюансах, которые имеют значение для заказчика, но и дать воз­можность экспедитору задать все вопросы, которые только у него могут быть. Показать рампы, территорию, где будут заезжать выезжать машины, какие условия созданы для во­дителей и др. Главное — понять, что сокрытие информации, которая может впоследствии повлиять на возможность успешной работы экспедитора, вредит самому заказчику услуг. Со своей стороны, следует уяснить, есть ли у претендента реальный опыт работы, особен­но на специфических направлениях.

Прежде, чем сделать выбор, необходимо решить, сколько стоит привлекать партнеров. Чем их больше, тем больше администрирования и всяческих особенностей, к которым придется приспосабливаться. Однако нежелательно, чтобы поставщик услуг был один, поскольку это, во-первых, ставит клиента в зависимость от его возможностей, а во-вто­рых, расхолаживает провайдера.

С другой стороны, если речь идет о небольших объемах перевозок, то дробить их, возможно, и не имеет смысла, поскольку это снижает вашу привлекательность как клиента. После того, как собрана вся необходимая информация, можно определить наиболее интересные варианты. Скорее всего, окажется, что по одному направлению лучшие усло­вия дала компания X, по другому — Y и т.д. Поэтому оценивается лучшее предложение от компании в целом. Допустим, если сейчас все отдать компании X, общие расходы будут та­кие-то, а если Y, такие… При этом предложение Y по какому-то конкретному маршруту может быть хуже, но в общей сумме она выигрывает. И если уж заказчик ее выбирает, он ни в коем случае не должен это направление — одно — отдавать кому-то другому. Именно потому, что подбирается не самый дешевый вариант, а оптимальный, в том числе и для ор­ганизации работы. Такое понятие, как «цена за километр», при этой системе выбора просто не актуально.

Стоимость километра пробега будет отличаться на разных направлениях, поскольку логи­ка формирования тарифов у экспедиторов зависит от ситуации, к примеру, с обратной загрузкой. Иногда даже в очень привлекательных предложениях некоторые ставки могут вызывать вопросы. Желательно обращать внимание не только на явно завышенные, но и на слишком низкие цены — возможны и технические ошибки, и просто недоработки, кото­рые по результатам обсуждения легко устраняются. Бывает и так, что экспедитор может вполне обоснованно поставить на отдельном направлении очень низкий тариф, напри­мер, если у него есть обратный грузопоток там, где ни у кого больше его нет. Кроме того, не стоит забывать, что до заключения контракта уместен торг. Польза тендера не только в том, что он позволяет выбрать лучшего партнера на дан­ный момент.

В процессе переговоров происходит более близкое знакомство с рынком пе­ревозок и потенциальными партнерами на будущее. Это что-то вроде пристрелки — мож­но посмотреть, как компании развиваются, увидеть тенденции, и исходя из этого строить собственные планы на будущее. Долгосрочные отношения предполагают стабильность работы партнеров, поэтому мы предоставляем компаниям-претендентам прогноз нашего развития на договорной пери­од: насколько может измениться объем грузопотока, как трансформируется его структу­ра. Конечно, никто не считает, что его бизнес не подвержен рискам — их просто нужно учитывать. Ведь тендер предполагает взаимную ответственность. С одной стороны, заказ­чик имеет право требовать выполнения договоренностей, но с другой — должен дать сво­им партнерам определенные гарантии. К сожалению, на украинском рынке пока не все любят брать на себя обязательства. Каждый думает: пускай кто-то гарантирует мне, что все всегда будет сделано, как нужно. А я — как получится: сегодня так, завтра по-другому. В таком отношении как раз и заклю­чается главная проблема, тормозящая развитие долгосрочного сотрудничества и такого инструмента, как тендер. Дмитрий ХРЕСТЬЯНОВСКИЙ, руководитель отдела логистики компании «Тетра Пак Украина»

«Дистрибуция и логистика» № 8, 2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *